Уфимский «Горожанин» выходит на новосибирские маршруты
Новосибирск — один из первых российских городов, где приступили к масштабному обновлению муниципального троллейбусного парка. В 2023 году на маршруты общественного транспорта планируется выпустить 120 новых низкопольных троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Подробности «Новой Сибири» рассказал генеральный директор АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» Денис Рассадников.
Конкурс на поставку 120 новых троллейбусов в лизинг был объявлен в начале декабря 2022 года. На аукцион была подана только одна заявка — АО «Сбербанк Лизинг», которая была рассмотрена и одобрена. По условиям контракта стоимостью 4,9 млрд рублей лизингодатель должен, начиная с июня и до 30 ноября 2023 года, поставить МКП «Горэлектротранспорт» новые электромашины. Срок финансирования лизинга — пять лет. Финансирование осуществляется из бюджетов Новосибирска и Новосибирской области.
Троллейбусный парк города обновляют моделями УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод». Девять машин этой модели Новосибирск уже получил в 2022 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Презентация новых троллейбусов и церемония передачи муниципалитету ключей состоялась в рамках Международного сибирского транспортного форума.
АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» работает на российском рынке с 2015 года. Предприятие обладает высоким производственным потенциалом и высококвалифицированными специалистами. Основной деятельностью компании является проектирование, производство, модернизация и ремонт экологически чистых и социально значимых видов общественного транспорта — троллейбусов, электробусов, трамваев. Потребитель — города Республики Башкортостан и других субъектов РФ. Также компания занимается поставками различного промышленного оборудования и комплектующих, в том числе для городского электрического транспорта.
Модели троллейбусов «Горожанин» выполнены в современном дизайне. Достояно выглядит все — от интерьера до экстерьера. При изготовлении машин применяются передовые технологии окрашивания и антикоррозийной обработки кузова, используются узлы и агрегаты ведущих российских и зарубежных производителей. Каждая выпускаемая модель троллейбуса имеет асинхронную систему управления (АСУ), обеспечивающую 30-процентную экономию электроэнергии, а также тяговый привод на базе IGBT-транзисторов и асинхронный двигатель.
В троллейбусе применены CAN-технологии. Для удобства людей с ограниченной мобильностью предусмотрены выдвижной пандус, система книлинга (наклон кузова на остановках), в салоне имеется специально оборудованное дополнительными поручнями и ремнями безопасности место для инвалидов в колясках.
С 2020 года стратегическим партнером компании стал завод ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАвтоМАЗ». Именно тогда предприятие стало выпускать модель 6241.01 с коммерческим названием «Горожанин». В основе модели лежит кузов белорусского низкопольного автобуса МАЗ-203.
Конструкционная скорость «Горожанина» составляет 60 км/ч. Предусмотрена возможность автономного хода с дальностью движения до 20 километров (в различных версиях — до 60 км). Расчетная вместимость салона — от 90 до 102 мест в зависимости от комплектации, 33 места для сидения и одно для размещения инвалидов в колясках.
Тип аккумуляторов — литий-никель-марганец-кобальт-оксидный (NMC). Они прошли испытания, выдержав тестовые температурные нагрузки от +40 до –40 градусов.
В каждой машине предполагается наличие системы кондиционирования пассажирского салона. У водителя будет свой кондиционер и мягкое регулируемое кресло с подогревом. Низкий пол салона оснащен электроизоляционным и антискользящим покрытием. В салоне установлено светодиодное табло, «бегущая строка» для оповещения пассажиров.
Двери троллейбуса будут травмобезопасными с функцией против защемления, они оборудованы системой аварийного открывания дверей снаружи и изнутри троллейбуса, а также кнопками «адресного» открытия дверей.
Наконец, высокий уровень безопасности поддерживают и девять камер видеонаблюдения — две в кабине водителя, одна на крыше, направленная на головки токоприемнимков, две снаружи — для наблюдения за правым бортом: для контроля посадки-высадки пассажиров и для наблюдения за обстановкой за троллейбусом. Четыре видеокамеры установлены в салоне — они расположены так, чтобы минимизировать «мертвые зоны» и обеспечить наблюдение за всеми дверями пассажирского салона.
Сигнал со всех камер поступает в мощные системы цифровой обработки — в систему распознавания лиц, систему подсчета пассажиров, систему бескондукторного обслуживания с возможностью бесконтактной оплаты как «Электронными проездными», так и банковскими картами платежных систем MasterCard, VISA и «МИР».
«В настоящее время в 72 городах России существует троллейбусное движение, поэтому география поставок продукции нашего предприятия достаточно широка, — говорит генеральный директор АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» Денис Рассадников. — Завод имеет возможность выпускать 300 троллейбусов в год. Самая крупная поставка 2023 года — это Новосибирск. Другие регионы поставок машин в этом году: Братск, Новокузнецк, Пенза, Уфа, Хабаровск. В планах на 2024 год — увеличить выпуск низкопольных троллейбусов с увеличенным автономным ходом до 400 единиц».
Предприятие активно работает над импортозамещением. В настоящее время импортная «начинка» троллейбусов — это аккумуляторы и задний ведущий мост из Китая. Полностью перейти на отечественные детали в компании планируют в 2025 году, когда будет начат выпуск российских аккумуляторов, о чем заявляет несколько компаний. А импортный задний ведущий мост будет заменен на российский уже в будущем году.
Завод эффективно сотрудничает с новосибирскими предприятиями. Например, с ООО НПФ «АРС ТЕРМ» — это разработчик и производитель высокотехнологичной продукции. Совместно с НПФ «ИРБИС» компания разработала и внедрила в производство комплект инновационного тягового оборудования ПТА-180НЛ асинхронного двигателя с распределенной системой управления на CAN-шине. Это законченный электрический комплекс троллейбуса, разработанный с применением современных научно-технических решений: микропроцессорной оптоволоконной и цифровой техники.
Новые троллейбусы с увеличенным автономным ходом «Горожанин» распределят по пяти новосибирским троллейбусным маршрутам: №№ 5, 8, 12, 13, 29. Запас автономного хода до 20 километров позволяет продлить маршруты в отдаленные районы Новосибирска без строительства контактной сети и тяговых подстанций. Таким образом, в маршрутную сеть будут включены микрорайоны Стрижи и Европейский берег. До ЖК «Новомарусино» и микрорайона Дивногорский троллейбусы уже пошли.
Кроме этого, будет запущен новый маршрут от площади Маркса до аэропорта «Толмачево». Первые тестовые поездки прошли без сбоев. Однако необходимо отработать вопрос, сколько требуется времени для посадки и высадки пассажиров в аэропорту, чтобы хватило заряда аккумулятора.
«Уверен, что наши современные, экологически чистые, безопасные троллейбусы «Горожанин» понравятся новосибирцам, — говорит Денис Рассадников. — Успешное развитие транспортного каркаса Новосибирска возможно благодаря тому, что город активно обновляет парк общественного транспорта, отдавая предпочтение троллейбусам с увеличенным автономным ходом».
https://newsib.net/temy-nedeli/ufimskij-gorozhanin-vyxodit-na-novosibirskie-marshruty.html